makanom (makanom) wrote,
makanom
makanom

Закрытие музея В.В.Маяковского

Оригинал взят у skubent2_0 в Закрытие музея В.В.Маяковского
Музей В.В.Маяковского в Москве закрывают. Похоже, насовсем. По крайней мере, нынешней уникальной, известной на весь мир экспозиции уже не будет.
   У желающих осталось 2 дня (14-15 сентября 2013 г.), чтобы посетить музей.

   Началась эта "история" в конце прошлого года. Лично я узнал случайно - и только сегодня. Поэтому и рассматривать буду в основном последние новости, а не все перипетии.


Слава, Слава, Слава героям!!!
Впрочем,
           им
                довольно воздали дани.
Теперь
          поговорим
                          о дряни.


   Во избежание недопонимания сразу обозначу свою позицию:
   Вводная №1. Маяковский - один из величайших русских поэтов. У России есть много хороших, ярких, знаменитых, талантливых и гениальных поэтов. Но величайших - можно по пальцам пересчитать.
   Вводная №2. Сегодняшняя экспозиция музея Маяковского бесценна. Она входит во многие учебники по музейному проектированию. Она является предметом восхищения не только туристов, но и экспертов всего мира.

   Однако, такую точку зрения разделяют далеко не все.

   Вот, например, Надежда Морозова - новый директор музея - убеждена, что для молодых посетителей необходимо "добавить немного интерактивного". Видимо, потому, что "всевозможных интерактивных мероприятий с перформансами", проводимых сейчас, не хватает. Для чего не хватает? - вопрос открытый, если учесть, что по посещаемости музей Маяковского находится на третьем месте среди московских музеев.
   На это, кстати, научные сотрудники музея отвечают: "Раньше в музейном проектировании, когда не знали чем занять пустое место, ставили манекены. Так и здесь, не знают, что влепить, — вешают видеопроектор или ставят тачпанель. ... Можно так же взять Мону Лизу и что-нибудь ей пририсовать, потому что она уже не современна."
   Теперь - немножко о самой Надежде Морозовой.
   Предположим (предположим), что отзывы сотрудников музея Маяковского о новом директоре не совсем объективны: перемены там, и всё такое. Рассмотрим официальные публикации.

   Первая - от 24 января 2013 г. - находится на сайте Департамента культуры города Москвы. И там прямо сказано: "Как и планировалось ранее, Надежда Георгиевна [Морозова] назначена сроком на 1 год, с испытательным сроком 3 месяца. ... На время ремонта экспонаты будут вывезены из музея ... Сергей Капков заверил сотрудников музея, что до проведения мероприятий, посвященных 120-летию В.В.Маяковского, музей не будет закрыт на капитальный ремонт".
   То есть новый директор назначен исключительно для сворачивания экспозиции и распыления распределения её по стране. (Неоднократно из уст официальных лиц звучали слова о перевозке основной части экспозиции в г.Ульяновск.)

   Это, кстати, вообще интересно: тут чиновники рассказывают, как тщательно и трепетно они отнесутся к достоянию музея, а здесь - спустя 9 месяцев - сотрудники констатируют, что ничего из обещанного сделано не было, а иногда было сделано с точностью до наоборот.

   Вторая - от 13 ноября 2012 г. - официальное письмо начальника отдела кадров музея имени Пушкина директору музея Маяковского. Там, в частности, отмечено, что Морозовой "неоднократно объявлялись выговоры за систематическое нарушение служебной и хранительской дисциплины" - и в конце концов она была уволена "за систематическое невыполнение трудовых обязанностей". Да ещё и судебное разбирательство идёт между музеем имени Пушкина и Морозовой.

   Немедленно рождается вопрос: кто ж такой талантливый пропихнул Морозову на место директора музея Маяковского? Не менее быстро находится ответ: "Глава департамента культуры города Москвы Сергей Капков подписал указ о назначении Надежды Морозовой директором Музея Маяковского".

   Кстати, очень похожая схема была применена к музею Булгакова. В начале года Департамент культуры неожиданно назначил нового директора (по словам сотрудников музея Булгакова, человека чужого и чуждого как музейной, так и руководящей работе). И тут же началось - ремонты, реконструкции - и деятельность музея стала постепенно сходить на нет.

   Только начинаешь "гуглить" Капкова - ну, надо же: "устал" он. Правда, это всё - слухи, и сам он "ничего не будет комментировать", и с ним ещё будут вестись переговоры...
   Но эти слухи - на всех информационных порталах. Хотя и поданы под разными соусами. Например, в (американской) газете "Ведомости" - хвалебно-комплиментарно. Отдельные моменты хочется прокомментировать особо.

   1. "В 2013 г. московская акция «Ночь музеев» стала самой масштабной в Европе, в ней приняли участие 246 учреждений культуры и более 1,2 млн посетителей."

   Формально - по числам - успех. Но давайте всмотримся в содержание этой "акции". "Получилось так, что задуманное как культурно-познавательное, мероприятие «Ночь музеев» превратилось в очумелое метание по городу шумных толп молодежи (отчасти нетрезвой), которые ломились во все открытые ночью музеи, пустующие в дневное время суток. ... И как-то очень быстро все скатилось к банальной развлекаловке."
   Всё то же самое относится и к введённой Капковым "Библионочи".

   2. «На госслужбе можно добиться быстрого результата, если правильно выстраиваешь модель, — рассказывал в интервью “Ведомостям” Капков. — Чиновничья машина медленная, тяжелая, но если ты ее правильно на рельсы поставил, то можешь спрогнозировать результат: через полгода будет так».

   Оно, конечно, каждый понимает сказанное в меру своей испорченности. Но глядя на путь, который проскакал Капков к своим 38 годам, очень хочется уточнить - о каком результате говорит успешный чиновник?

  • С 2001 года по 2003 год работал заместителем губернатора Чукотского автономного округа, начальником Департамента культуры, молодежи, спорта, туризма и информационной политики ЧАО, являлся членом правительства Чукотского автономного округа.

  • С июня 2004 года является председателем правления фонда «Национальная академия футбола».

  • С апреля 2006 года является вице-президентом по развитию Российского футбольного союза.

  • С декабря 2003 года является депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

  • С декабря 2007 года становится первым заместителем председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи.

  • В марте 2011 года назначен на должность директора ГУК города Москвы «Центральный парк культуры и отдыха имени Горького».

  • В августе 2011 года назначен заместителем руководителя Департамента культуры города Москвы.

  • А уже в сентябре 2011 года назначен руководителем Департамента культуры города Москвы.

В таланте Капкову определённо не откажешь.

   3. «Я буду страшно разочарована, если Сергей уйдет, — говорит директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. — Это современный, умный, доброжелательный, системный человек, который умеет смотреть на ситуацию сверху». Главное, что сделал Капков, по ее мнению, — изменил атмосферу культурной жизни Москвы: «Мы уже к ней начинаем привыкать, есть ощущение, будто мы в европейском городе».

   Сплюнув при очередном упоминании о подобострастном стремлении к бездумной европеизации, задержимся всё же на карьере Лошак:

  • В 1990—1991 годах работала в Государственном музее В.В. Маяковского,

  • в 1998 году возглавила PR-службу банка «СБС-Агро»,

  • в 2003-м стала директором Московского центра искусств, принадлежавшего банку «СБС-Агро», где проводила выставки русского авангарда.

  • В 2005—2006 годах работала директором Tatintsian Gallery, основанной нью-йоркским галеристом Гари Татинцяном,

  • в 2007-м открыла собственную галерею «Проун» на «Винзаводе».

  • 3 июля 2012 года Марина Лошак избрана на специально созданную для нее должность арт-директора музейно-выставочного объединения «Столица», в состав которого входят ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», МВЦ «Рабочий и колхозница», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская народного художника СССР Д.А. Налбандяна и Музей Вадима Сидура.

  • 1 июля 2013 года Марина Лошак назначена директором ГМИИ имени Пушкина.

Последние два назначения осуществлены Капковым. И не только они:
   "При Капкове столичные учреждения культуры претерпели значительные изменения. Так, сменилось руководство крупных театральных площадок, подведомственных департаменту культуры Москвы. Среди них Театр на Таганке, театры имени Ермоловой, Гоголя (ныне "Гоголь-центр"), Пушкина, Маяковского."

   4. "самый популярный московский чиновник — Сергей Капков"

   Как там, в шутке? - "Опрос, проведённый среди интернет-пользователей, показал..."
   Единообразная трансформация под современную индустрию развлечений и коммерциализация всего, чего Капков ни коснётся, не радуют очень многих. Но зачем спрашивать народ? - Экспертам-урбанистам виднее.

   Что в итоге?

   Противоречивые высказывания разных официальных лиц (после то ли реставрации, то ли капитального ремонта, то ли реконструкции, то ли реэкспозиции вместо музея будет то ли центр Маяковского, то ли галерея футуризма, то ли площадка "современного искусства") лишь убеждают в том, что уникальная экспозиция музея Маяковского будет уничтожена.
Наследие В.В.Маяковского - это не просто свидетельство эпохи - это глубинное и вневременное соединение с Историей и с самым мощным восхождением человечества, в авангарде которого шёл великий русский народ.
   Процесс лихорадочного уничтожения нашего прошлого (и даже надежды на будущее) идёт уже много лет по всем направлениям. Данный случай - лишь один эпизод этого супермасштабного процесса. Но у конкретного эпизода есть конкретные герои и действующие лица.

   А Владимир Владимирович Маяковский - глыба.
Tags: Маяковский ВВ, музей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment